Земной подвиг старца Иоанна Кузнецкого

Слова Спасителя: «…ибо их есть Царство Небесное» — с полным правом можно отнести и к нашему земляку, прославленному в лике святых новомучеников, исповедников и подвижников благочестия, старцу Иоанну, в миру Ивану Павловичу Афанасьеву.
«Ему было открыто прошлое и будущее каждого человека, он врачевал неизлечимо больных, утешал скорбящих, обличал требующих вразумления, — говорит епископ Кузнецкий и Никольский Нестор. — Имея дар рассуждения, старец Иоанн решал трудные, запутанные вопросы, выводя людей из лабиринтов непростой послевоенной советской действительности». Наставления свои Иоанн облекал в форму притч, подражая Господу Иисусу Христу.

Прозорливец
«Однажды в Кузнецк пришел житель села Николаевка Николай Вырясов и рассказал Афанасьеву, что его уже неизлечимо больную маму врачи все равно направляют на операцию, — говорит настоятель Казанского храма, протоиерей Сергей Сидоров. — Старец ответил: «Никакой больницы! Поповы родники ваша больница!» Женщина начала ходить на источники, пить воду, купаться, и болезнь оставила ее.
Иногда же старец исцелял людей одним прикосновением. И таких случаев немало, большинство из них записаны.
О том же, что исповедник предвидел земной удел каждого, рассказывает другой случай. Хотела как то женщина из Кузнецка купить новые ботинки, о чем и поведала Иоанну, а он ей: «Не покупай, не траться зря, я тебе сам их принесу». И принес никуда не годные, хоть сейчас выбрасывай. А через несколько дней у женщины той ноги отнялись, и ей до самой кончины никакая обувка уже не понадобилась.
И еще одна история. Пришел к старцу за благословением на поездку в Сергиев Посад Иван Сорокин, а Иоанн рукой отрицательно машет: «Вот встретишь там нашего архиерея… У него благословение и возьмешь». Удивился кузнечанин, но промолчал.
Приехал в Посад, пришел в лавру, смотрит, а по дороге навстречу ему идет пензенский епископ Феодосий. А раз батюшка сказал взять благословение, то подойти непременно надо. Поклонился: «Владыко, благословите, я из Кузнецка». — «Ты по какому здесь делу?» — «Приехал в паломничество к мощам преподобного Сергия». Епископ благословил, пригласил в гостиничный номер, щедро угостил и ласково беседовал с земляком».
Когда в деревне Славкино умерла женщина, родственники приехали звать Иоанна на поминки: «Не поеду, нечего мне там делать…» Видно, знал, что вином поминать станут и с перепоя дело до драки дойдет. Но с поминальной трапезы старцу привезли всего, лишь бы помолился за новопреставленную. А тот отвернулся: «Вас там очень много поминало, а помянул только один».

Накинули петлю на шею…
Ваня Афанасьев, в будущем исповедник Иоанн, родился в 1880 году в селе Никитино Симбирской губернии. Его родители, простые крестьяне, с детства прививали мальчику любовь к Господу и церковной службе. И так ему все это оказалось по душе, что, еще будучи подростком, он втайне от родителей решил уйти в монастырь.
Правда, родители вовремя спохватились, а тракт то один — на нем и нагнали беглеца. Дома наказали и потребовали выкинуть блажь из головы, но и это не охладило в Иване ревности к богослужению.
«Шло время, парень возмужал, и надо было идти служить Отечеству, — листает страницы воспоминаний о подвижнике владыка Нестор. — Описаний этих событий почти не сохранилось, однако известно, что за отличия в службе Афанасьев был направлен в офицерскую школу, по окончании которой стал прапорщиком. Служил далее, учился на курсах, женился, поскольку того требовало начальство. Но ни армейские заботы, ни нелегкий крест семейной жизни не погасили в нем благодатного огня веры.
Все свои отпуска Иван Павлович проводил в паломничестве по святым местам земли русской. Весть о предательстве врагами Бога, России, русского народа и императора Николая II застигла полковника Афанасьева в Сарове, куда он приехал поклониться мощам преподобного старца Серафима. И тогда Иван Афанасьев принял решение оставить службу и вернуться в родное село».
Трудился лесником, а вскоре был избран сельским старостой. Тогда же он познакомился со своим духовным наставником отцом Дорофеем. А время то уже наступило бесовское, и у старосты постоянно возникали трения с новым уездным безбожным начальством. Начались притеснения уже всей семьи Афанасьева. Жена дошла до такого исступления, что несколько раз пыталась убить будущего исповедника.
И тогда старец Дорофей благословил своего ученика оставить мир и поселиться в пустынном безмолвии в лесу. Место, где вырыл себе землянку Иван Павлович, находилось за Поповыми родниками, возле оврага. Какое то время вместе с ним жил и Дорофей, руководя пустынническим подвигом ученика. А когда Афанасьев «…достаточно окреп, благословил его подвизаться наедине с Богом».
«Но и здесь Ивану Афанасьеву не дали покоя атеисты­комсомольцы, — продолжает рассказ о старце Иоанне владыка Нестор. — Они постоянно глумились над отшельником, а затем, будучи пьяными, приговорили его к смертной казни. Надели страдальцу петлю на шею, выбили подставку из под ног и ушли.
Но не было еще воли Божией праведнику закончить земной путь. Вблизи от места казни оказался местный житель, он и помог Ивану Павловичу освободиться из петли. После этого злодейского покушения подвижнику пришлось оставить свое пустынное безмолвие, и он какое то время скрывался в домах благочестивых христиан».

Умру я до Иоанна Златоуста
И тем не менее иуда нашелся. Ночью в избу нагрянули чекисты, избили и увели с собой Афанасьева. Долгие пятнадцать лет он отбывал срок в северных исправительно­трудовых лагерях. Чтобы особо унизить старца, на зоне его заставляли чистить выгребные ямы и выполнять другую грязную работу.
Последние годы заключения Иоанн отбывал в Кузнецком исправдоме, где трудился в пекарне. Освободили страдальца уже после Великой Отечественной войны. Семья давно и публично отреклась от Афанасьева, и он поселился в Кузнецке в доме № 72 на Больничной улице.
«В конюшне устроил себе келью, в которой предался своим обычным подвигам, — говорит протоиерей Сергей Сидоров. — Старец был большим молитвенником. Ночами, преодолевая сон, читал Псалтирь. Ежедневно ходил на службу в единственную не закрытую коммунистами Казанскую кладбищенскую церковь. В свободное время принимал посетителей, которые во множестве стали обращаться к нему за духовным советом, за помощью в скорбях, болезнях, искушениях.
Подвиги поста и молитва в пустыни, мучения и страдания за Христа в годы заключения очистили душу Ивана Павловича. Господь сподобил его даром прозорливости и врачевания болезней. Своей любовью к ближним, даром прозорливости и исцеления он многих людей привел к вере, вывел на прямую жизненную дорогу».
Иван Павлович знал и время собственного ухода из земной жизни. «Умру я до Иоанна Златоуста», — не раз говаривал он и действительно скончался 23 ноября 1966 года. «Предвидел, и как будут проходить его похороны, — поклоняется кресту на могиле старца епископ Кузнецкий и Никольский Нестор. — Многотрудное тело исповедника нашло покой на городском кладбище. На погребение народу собралось столько, что, как говорится, яблоку упасть было негде.
Вечная память пустыннику и исповеднику!»
P. S. Несколько дней подряд до моего приезда Кузнецк заносило снегом. По всему городу одни сугробы, дороги только начали чистить. А вот на погосте, где покоится старец, не то что тропа — дорога проложена к могиле Иоанна. Горит негасимая лампада, в ограде все вычищено до зеркального блеска. С тыльной стороны креста в пазах множество записок от верующих, которые просят заступничества и помощи у старца.
Приложился к кресту и я. Попросил, чтобы у всех моих сродников все было хорошо. А еще чтобы Россия зажила, наконец, достойно. Думаю, об этом при жизни своей мирской и молился всегда старец Иоанн.

 

Газета:
МОЛОДОЙ ЛЕНИНЕЦ
Автор:
Владимир Вержбовский

Просмотры (805)