Выступление Преосвященного Нестора, епископа Кузнецкого и Никольского, на районной педагогической конференции, состоявшейся в с. Никольское Кузнецкого района 25 августа 2016 года

Уважаемые представители государственной власти!

Дорогие руководители образовательных учреждений нашего района, педагоги!

Я всегда благодарностью принимаю приглашение обратиться с этой трибуны к вам, чтобы в предстоящий учебный год напутствовать вас на добрые дела. Думаю, это хорошая традиция, потому что есть возможность, как говорят, сверить часы, то есть увидеть, идем ли мы в ногу в воспитании и развитии подрастающего поколения.

В заголовок сегодняшней конференции вынесено слово «развитие»: «Точки роста: развитие образования Кузнецкого района». Рассуждая о развитии и точках роста, задумываешься, чтò сегодня общество хочет от образования? Точка роста ‒ это наивысшая ступень развития, высокий результат. А если стремимся к развитию, значит, с каждым годом следует повышать эту точку, это достижение. Возникает естественный вопрос: есть ли предел для этой точки роста? На этот вопрос я отвечаю: есть. Хотя бы потому, что развитие детей, их умственные способности ограничены на разных этапах жизни. К примеру, нельзя научить образному мышлению в третьем классе. Это понятно, предел есть. Что же тогда хочет общество от педагога, от которого требует постоянного развития?

В поиске ответа ваши коллеги на недавно прошедшей в Пензе конференции с участием руководителей нашего региона задали созвучный вопрос: нужно ли далее реформировать систему образования? Когда закончится этот процесс? Что мы хотим достичь этим реформированием? Если (отталкиваясь от точек роста) определять вектор развития вверх, то, действительно, такое реформирование достигнет состояния стагнации или даже спада. Тогда, на фоне упадка, можно будет опять говорить о точке роста. Это больше похоже на самообман, потому что в действительности никакого развития нет.

Прекрасно сказал о задаче российского образования глава государства В.В. Путин: «Надо создать условия, позволяющие результативно учить и учиться». Акцент в этой фразе стоит на слове «результативность». Это то, о чем сегодня говорил глава администрации Кузнецкого района В.В. Костин: нужно смотреть, чтò из ребенка получается на выходе, какой результат. Дала ли школа практические навыки для жизни или подготовила к продолжению образования в высшей школе? В этом случае общественный заказ понятен: нужен конкретный результат образования, конечный продукт. Тогда можно будет успокоиться от реформ, потому что если каждый год мы даем результат, то это и есть исполнение задуманного, предназначения. Тогда школа никуда не спешит, не рапортует, как это делалось десятилетиями назад. Не надо показывать цифры всё выше и выше. Ведь предел-то есть. Даже в современном спорте, на олимпиадах рекорды устанавливаются лучше предыдущих всего на сотые доли секунды, сантиметра. Серьезных, скачкообразных изменений уже не будет. Если из вертикальной плоскости ‒ точек роста ‒ вернуться в горизонтальную плоскость, то результат может быть иным.

Губернатор Пензенской области на состоявшейся конференции сказал замечательные слова: «Главный общественный заказ состоит в подготовке гражданина, верного своему Отечеству, способного создать полноценную семью, заботиться о себе и своих близких, трудиться и жить активной творческой жизнью». Эти слова можно назвать девизом, духовной задачей. Я бы их разместил у входа в каждый школьный кабинет. Почему? Педагог, решая конкретные учебные задачи, будет всегда видеть цель, к которой надо стремиться каждый день. Тогда не теряется смысл образования, каждая конкретная учебная задача работает на эту дальнюю перспективу. Если говорить о развитии и точках роста в этом смысле, то тогда, развиваясь не вверх, а вширь, мы не обманываем себя. Это позволяет в системе образования решить многие задачи.

Для решения появляющихся задач нужно использовать индивидуализацию и дифференциацию обучения. К каждому ребенку нужен отдельный подход, как это делает врач с конкретным пациентом, выбирая нужное лекарство, уделяя личное время. В условиях школы бывает тяжело применять дифференциацию, ведь нужно в рамках отведенного времени уделить внимание каждому. Вместо дифференциации чаще идут по пути усреднения, унификации. Как пример предлагаю опыт наших соседей из Неверкинского района. В 4 классе изучают предмет «Основы религиозных культур и светской этики». В районном центре половина населения православные, а другая половина ‒ мусульмане. Дифференциация напрашивается сама собой. Половина ребят могли бы изучать православную культуру, а другие ‒ исламскую. Это оказывается не под силу. Легче усреднить. Убрали два необходимых модуля и заменили нейтральным ‒ светской этикой. Так и напрашивается аналогия этому усреднению. Автошкола. Пришли ученики получить навыки вождения: один на легковом автомобиле, другой ‒ на грузовом. Стоит инструктор перед выбором: техники подходящей нет, времени тоже не хватает и т.д. Так, может, всех на мотоцикл пересадить? Опыт вождения на велосипеде у людей есть, мотоцикл не сложнее в управлении велосипеда. Вот оно, усреднение вместо дифференциации.

Но государство через общественный заказ требует, чтобы мы воспитали гражданина. Не массу, не толпу, не безликий народ, а ответственного гражданина. Сегодня, во время награждения работников образования, в названиях школ звучали имена наших выдающихся соотечественников: Махалина, Цирулева и др. Их имена, как граждан России, родина увековечила. Это цвет нации. Они не боялись защищать Отечество, не ленились в ежедневном труде на благо Родины…

Я бы видел перспективу развития отечественного образования не в постоянном изменении программ, а в результативности, о которой говорит президент России. Это сделать не просто. Поэтому я вам низко кланяюсь за ваше терпение и за то, что вы каждому ребенку готовы отдать свое сердце и любовь. Дети вам доверяют.

Сегодня Церковь внимательно смотрит на образование в целом, и в школе, в частности. Не только потому, что большая часть школьников ‒ это дети из православных, христианских семей, но и потому, что мы от школы ожидаем сохранения нравственного начала, которое идет из семьи. Не все дети одинаковы. Нередко в начальную школу ребята приходят уже со сформированным типом поведения. Но все равно они еще податливы как воск. Если в общении с учащимися сочетаются ласка, любовь, внимание и профессионализм, то цель обучения и воспитания будет достигнута…

Я желаю вам на педагогическом поприще благословенных успехов, творческого горения и, конечно, Божией помощи! Благодарю за внимание.

Просмотры (42)