Доклад епископа Нестора на XI Научно-практической конференции в Москве

28 января епископ Кузнецкий и Никольский Нестор возглавил проходившую в Красном зале Храма Христа Спасителя XI Научно-практическую конференцию под названием: «Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения в контексте формирования духовно-нравственной культуры общества».

Вместе с Правящим архиереем участие в конференции приняли делегации из разных городов Российской Федерации, стран СНГ. Активное участие приняла и делегация Кузнецкой епархии.

 

Открывая работу конференции епископ Нестор обратился к собравшимся с докладом на тему: «Христианская культура как императив развития цивилизации».
Во второй день работы конференции епископ Нестор посетил Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школу № 1238». Директор  А.В. Савельева, заслуженный учитель РФ, радушно приняла высокого гостя и провела экскурсию по школе с замечательными традициями. В процессе работы конференции были даны открытые уроки и внеклассные мероприятия. По результатам работы состоялся обмен мнениями. Все — организаторы и участники — выразили удовлетворение от проделанной работы, оказались под большим впечатлением от увиденного. Существующие модели социокультурного развития личности, которые уже более пятнадцати лет воплощаются в одной из топовых школ Москвы, наглядно показали, что в современном образовании можно эффективно реализовывать программы духовно-нравственного воспитания детей на основе богатого культурно-исторического материала.
Ниже публикуется текст доклада Преосвященного епископа Нестора в начале работы конференции.

«Ваши высокопреподобия и преподобия!
Дорогие братья и сёстры!
1. Развитие
Два слова, которые задают тему нашего общения: развитие и культура.
Развитие… духовное, личностное, общества. В данном случае – социокультурное. Как ни странно, но слово «развитие» осолено именно христианством. Никакая другая религиозная идея не дала такой импульс для развития личности и общества как христианство. Тому есть множество примеров и подтверждений.
Во-первых, языческая идея с умилостивительными или иными жертвами вряд ли могла подвигнуть человека к творческому процессу. Какое может быть развитие в простейшем культе: приноси жертву в соответствии с «инструкцией» – принятым обрядом? Действуй так-то и так-то, и твоя жертва будет принята, а ты (семья, племя) будешь прощён. Здесь места творчеству нет. Наоборот, отклонение от принятого единожды правила приношения жертвы рассматривалось как нарушение обряда и вело к недействительности жертвоприношения. Моя паломническая поездка на Синай тому яркий пример. Посещая монастырь святой Екатерины у подножия Синайской горы можно встретить много бедуинов. Их религиозная жизнь практически никак не изменилась за последние сотни лет. Там нет никакого стимула для развития… Поэтому Ближний Восток активно принимает все блага цивилизации, осваивает их, вбирает, но сам не производит никакого интеллектуального продукта, который является показателем научно-технического развития общества[1]. Духовная стагнация и примитивный культ не дают обществу развиваться. Это ему попросту не нужно. Замечу, что в арабском языке глагол «измениться» носит негативный оттенок. В большинстве случаев употребление этого слова сочетается с процессами отрицательного характера. В то время как в нашей культуре и русском языке слово «измениться» часто сочетается со словом «к лучшему».
Кстати, тенденция к упрощению религиозных форм, рационализму проявляются и в христианской духовной практике, но не как норма, а как отклонение от неё. Я говорю об обрядоверии, когда реальное богообщение и стремление к нему подменяются удобными обрядовыми формами. Думаю, это может быть связано, в том числе и с непрекращающимся влиянием язычества на христианство, борьбой, кто кого осолит (Ср. Мф. 5, 13), заквасит.
Как ни вспомнить слова Спасителя: «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Мф. 16, 6)! Думаю, что обличением такого формализма, бездумного употребления обрядовых форм как следствия проявления лицемерия, тщеславия, отсутствия подлинной между людьми любви – служат слова Господа, сказанные в адрес фарисеев – многократное «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры…» (Мф. 23)
Противовесом фарисейству выступают слова Христовы: «Ищите… прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33). Императив развития заложен в человека Богом, является его онтологическим свойством. Вот Божья заповедь: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Собственно, это и является идейной основой развития в христианстве. И я смотрю на эту идею как на реальный механизм противодействия обществу потребителей и гедонистов. Глаголы «ищите», «будьте», «просите», «стучите», употребляемые Христом, как нельзя лучше указывают на деятельность или делание.
Практическая сторона, доказывающая, что христианство дало мощнейший импульс развития человечества – это всевозможные достижения представителей христианства в различных областях человеческой жизни – науке, культуре, искусстве, книжности (в том числе и книгопечатании). Выдающиеся богословы были новаторами науки (как теоретической, так и прикладной), архитектуры (зодчества), различных сфер человеческого бытия. История развития европейской цивилизации с приходом христианства тому яркий пример. Из монастырей – родоначальников богословской науки и церковного искусства – вышли замечательные учёные, иконописцы, композиторы, зодчие и многие другие.
Конечно, сегодня, развитие мира (в том числе научно-техническое) ушло далеко за рамки христианского миросозерцания и христианских идей, но именно христианская идея совершенствования подтолкнула цивилизации к мощнейшему скачку в развитии. Тема преображения, заложенная в Божественном Откровении, стала центральной темой изменения, преображения человека и окружающего его мира. Поэтому вынесенное в заголовок конференции слово «развитие» должно, в первую очередь, нас подвигать к изменению, преображению изучаемых нами систем (в данном случае социокультурных, образовательных, педагогических).
2. Культура и образование
Духовно-нравственная культура – это маркер здорового состояния общества. История цивилизаций показывает: до наших дней сохранились такие общества, которые развивались, т.е. постоянно совершенствовались. Изменения происходили в нескольких направлениях – это:
1. Появление новых технологий
2. Усовершенствование гражданско-правовых форм
3. Духовно-нравственное совершенствование (или хотя бы противодействие культурной, нравственной деградации).
На вопрос, какое из этих направлений важнее, люди с разным уровнем религиозности отвечают по-разному. Для меня важно, что духовно-нравственная культура (а мы ограничимся православной культурой) является импульсом развития, как общества в целом, так и образовательного процесса в частности. Заложенный в человека императив развития ‒ «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ‒ должен реализовываться и в образовании. Да, нам предлагается побороться за совершенство. Но изначально в этой заповеди поставлена недостижимая задача – мы никогда не сможем быть такими совершенными как Бог, хотя бы в силу нашей ограниченности. Но если смотреть на данную человеку заповедь не как на стратегическую задачу, а как на педагогическую, то становится понятным, что даже часть пройденного пути принесёт существенную пользу человеку, стремящемуся к недостижимой цели. То есть предлагается, видя цель, поставить акцент не на достижимости или не достижимости, а на самом пути, на процессе.
Как иллюстрацию к сказанному хочу привести две притчи.
Послушник никак не мог преодолеть в себе дурные привычки. Старец давал ему посильные духовные упражнения и советы, как надо бороться со страстями. Но у ученика ничего не выходило, он хотел наискорейшим образом достичь духовного совершенства и пребывать в бесстрастии. Вот, однажды, ученик пришёл к старцу и стал жаловаться, что у него опять ничего не получается. Тогда старец послал ученика с плетёной корзиной к реке, чтобы тот черпал воду и приносил её к келье старца. Ученик потратил полдня на эту работу. Естественно, у него ничего не получилось – вода выливалась сквозь прутья, и корзина опустошалась далеко от кельи старца. Утомившийся ученик пришёл к старцу и сказал, что у него ничего не получается, бессмысленная работа не принесла результата. Тогда старец ответил: «Воды-то ты не принёс, но посмотри – корзина стала чистой».
Если делать акцент на недостижимой цели, то, конечно, никакого результата не будет. Но если поставить акцент на том, сколько полезного можно получить, идя к этой цели, то понимаешь смысл предпринятого труда.
Вторая притча рассказывает о девочке, которая возвращала в море выброшенных бурей морских животных – медуз, морских звёзд, коньков и других. К девочке подошёл взрослый и спросил: «Что ты делаешь?»
– Спасаю звёзд, – ответила девочка.
– Но ты же не спасёшь всех.
– Да, но для этой звезды я сделала всё, что смогла!
Если мы направим все силы на реализацию недостижимой цели, то работа будет бессмысленной. Но если обратить внимание на сам путь, то понятным становится как смысл, так и польза от задуманного.
Святые отцы на этот счёт говорят, что заповедь, данная Адаму и Еве не вкушать от древа познания добра и зла, была не вечной, а временной. Прародители должны были научиться послушанию и другим добродетелям прежде, нежели получат доступ к вожделенному дереву. То есть запрет носил педагогический характер. Поэтому человек не должен говорить, что заповеди не выполнимы, он должен стараться исполнить их, пройти по пути добродетелей, а потом, набравшись необходимого опыта, понять пользу и спасительность предложенных ему заповедей.
3. Школа
Можно задаться вопросом, какое отношение эти богословские идеи имеют к теме нашей встречи, как они соотносятся с созданием и реализацией моделей и программ социокультурного системного развития образовательных учреждений? Я думаю, они имеют прямое к этому отношение. Потому что когда мы создаём такие модели или программы, то ставим зачастую недостижимую цель, понимая всю ограниченность возможностей человека, в том числе, ребёнка. Но когда мы идём по пути реализации поставленных задач, то не только видим промежуточный результат, но и понимаем, какую пользу эти модели и программы приносят их организаторам и участникам. Поэтому мне важно было сказать об этой основополагающей христианской идее духовного совершенствования, без которой невозможно говорить о каком-либо развитии вообще и духовно-нравственном воспитании в частности.
Христианство как вера, преображающая человека, даёт сильнейший толчок к духовному развитию общества и воспитанию подрастающего поколения. Современная школа обязана взять это себе на вооружение. И, думаю, одного курса Основ православной культуры явно не достаточно. Какие модели социально-культурного развития для этого необходимы? Но это вопрос к собравшимся, к методистам, новаторам, которые ищут новые формы передачи духовной культуры следующим поколениям. Также это можно понять через диалог Церкви со школой и учреждениями повышения квалификации, научно-исследовательскими институтами, где возможно создание таких систем и программ.
Но вот, что примечательно. Я не раз встречался с руководителями общеобразовательных учреждений. И каждый раз замечаю одну картину. Описать её можно знаменитой фразой: роль личности в истории, а в нашем случае – роль директора в жизни школы. Там, где руководители лично заинтересованы в создании условий для духовно-нравственного воспитания, там и виден и результат. Школа способна реализовывать предлагаемые модели, но зачастую перегруженность основными программами, отсутствие интереса к данной теме, непонимание актуальности нравственной направленности школы, и, наверное, низкая степень ответственности за будущее дают нулевой результат. Поэтому наше сообщество ответственных и неравнодушных людей должно влиять на происходящие процессы и добиваться, чтобы здравый смысл восторжествовал и голос общественности был услышан.
Надо уметь не только сохранять и развивать культуру, но и передавать её следующим поколениям. А это возможно лишь при наличии системного подхода. Школа в этом смысле имеет все возможности для такой передачи. Не надо забывать, что школа реализует запрос общества на образование и воспитание. Чему образовывать и как воспитывать, каков результат должен быть на выходе из школы – все эти задачи являются общественным заказом. И формируем его, в том числе и мы.
4. Заключение
Какие шаги для этого предприняты, и какие системы уже созданы, какие программы постарались реализовать и практически применить в учебном процессе исследователи данного вопроса, думаю, мы узнаем из последующих докладов и открытых уроков, которые завтра будут нам предложены. Желаю всем плодотворной работы, новых свершений, открытого и честного диалога. Верю, что наше общение вдохнёт новые силы в развитие духовно-нравственной культуры общества.

Благодарю за внимание!»

[1] Оговорка касается лишь современных процессов взаимопроникновения культур и верований из-за возможности активно перемещаться по миру, изучать языки и вступать в смешанные браки. Ещё не так давно такие перемещения и возможности были ограничены. Поэтому сегодня говорить о доминирующем влиянии христианской культуры на научно-техническое развитие мира не приходится.

 

Фото: А.Ю. Соловьев

Просмотры (98)