Кузнецкая епархия: первый год жизни. Интервью Епископа Кузнецкого и Никольского Серафима газете «Любимая газета»

Кузнецкая епархия: первый год жизни

 Больше года назад, 26-го июля, была создана Кузнецкая епархия. В нашем городе была образована епископская кафедра, православные кузнечане стали отмечать перемены в жизни своих храмов. Об итогах первого года жизни Кузнецкой епархии, проблемах, достижениях и планах на будущее читателям «Любимой газеты» рассказывает епископ Кузнецкий и Никольский Серафим.

– 26-го июля епархия была создана де-факто, решением Священного Синода. Юридический статус она обрела 28-го декабря 2012-го года – в этот день она была зарегистрирована в Минюсте РФ как юридическое лицо. 97 приходов регистрировались заново, эта работа была закончена только в июне. Фактически только сейчас епархия может действовать как юридическое лицо.

Я приступил к своим обязанностям 21-го сентября, когда был рукоположен и приехал в Кузнецк.

– Как Вы восприняли свое назначение?

 

– Для меня было неожиданным избрание меня епископом. Когда два года назад началось деление епархий, никто не знал, что большинство епископов будет избрано из местного духовенства. Традиционно епископы избирались из Троице-Сергиевой Лавры, из Московской духовной академии либо из духовенства Москвы и Санкт-Петербурга.

Внутренней готовности к епископству у меня не было. Хотя когда я беседовал с Патриархом перед своим избранием, он указал на то, что несколько лет я был секретарем Пензенской епархии (практически заместителем епископа) и на время болезни епископа Филарета, случившейся неожиданно, исполнял обязанности управляющего епархией. То есть некий опыт управления епархией у меня был.

Тем не менее управление вновь созданной епархией меня пугало, прежде всего, необходимостью создания административной структуры. Мне пришлось и приходится до сих пор создавать саму структуру управления епархией: подбирать и учить людей, находить и обустраивать помещения.

Мы до сих пор не смогли отремонтировать переданное нам администрацией города Кузнецка здание бывшего планового техникума. Оно три года не отапливалось, понятно, что работы там много. На сегодняшний день перекрыта крыша, заменены окна, очищена территория, разобраны пристрои. Осталась внутренняя отделка. Надеюсь, что к Новому году епархиальное управление справит новоселье.

– То есть Вы столкнулись с трудностями финансового и административного плана?

 

– Не только. Мне пришлось стать управленцем своих собратьев. Многих я хорошо знаю, с кем-то вместе рукополагался, кто-то гораздо старше меня, по роду своей прежней деятельности со многими священниками у меня складывались дружеские отношения… А епископ должен думать прежде о благе Церкви, о нуждах епархии, оставив свои личные отношения и переживания. В этом заключалась для меня трудность. Проще, наверное, прийти к людям, которых видишь впервые, и установить свои порядки – проще проявлять твердость.

За прошедший год я, если честно, не осознал себя в полной мере епископом. Иногда бывает такое ощущение, что все это происходит не со мной.

– И тем не менее Вы – наш епископ, и перед Вами, наверное, ставились определенные задачи.

 

– Да, и задачи эти стоят не только передо мной. Церковь сегодня меняет вектор своей деятельности. Последние 25 лет – это годы церковного строительства: возведения и восстановления храмов. В 1988-м году в Пензенской области было 20 приходов и ни одного монастыря, а сейчас – 330 приходов и 7 монастырей. На 1998-й год в Кузнецком районе действовали Казанская церковь в Кузнецке и Христорождественская церковь в Нижнем Аблязове. Сегодня в Кузнецком районе 30 храмов, в том числе 6 – в Кузнецке. И все это (28 храмов) построено на пожертвования людей, без участия государства.

Но время массового строительства храмов прошло. Конечно, новые храмы необходимы и будут строиться, нужны они и в Кузнецке – в Южном и Юго-Западном микрорайоне. Население этих двух микрорайонов равно населению среднего города нашей области, а храмов там нет. Будут возрождаться монастыри, открываться новые. На территории Кузнецкой епархии образуется мужской монастырь на территории Лунинского района в селе Большой Вьяс. В ближайшее время будет открыт и женский монастырь – в Никольском районе, у горы Шихан.

Но сегодня Церковь может и должна заняться своим главным служением – миссионерской и проповеднической деятельностью, социальным служением. С этой целью в Кузнецкой епархии были созданы соответствующие отделы – социального служения, работы с молодежью, катехизации и религиозного образования. Все они находятся в зачаточном состоянии, даже помещений для них нет. Вся работа держится на энтузиазме людей.

– Что Вы планировали сделать прежде всего и удалось ли Вам осуществить эти планы?

 

– Первый год – ознакомительный. Моей целью было посетить все приходы. Пока это мне не удалось, есть с десяток приходов, где я ни разу еще не был. Но у меня еще полтора месяца впереди, надеюсь все-таки побывать в каждом приходе своей епархии. Это долг епископа.

Надеюсь в ближайшее время в храмах Кузнецка создать службу консультирования. У входа в храм будет находиться человек, который сможет ответить на любой вопрос, подсказать, куда обратиться, разрешить недоумения пришедшего в храм впервые или не впервые. Люди, особенно невоцерковленные, стесняются подходить к священнику, считая его чуть не небожителем. На самом деле работа священника заключается в том числе и в общении с людьми, в ответах на их вопросы. Но пока такое стеснение есть, и консультанты смогут многим помочь.

Кроме того, сегодня человек с улицы рискует не только не получить помощи, но и «нарваться» на грубость. Например, идет служба, евхаристия, а тут кто-то начинает задавать вопросы, передавать свечи. Люди раздражаются, могут ответить довольно резко. Вот консультант и подскажет, когда можно пройти к иконам, поставить свечу, заказать требу.

– Какая проблема стоит сегодня наиболее остро?

 

– Наверное, нехватка священников. Священников катастрофически не хватает. В Советском Союзе было всего 6 семинарий и две академии – на всю Русскую Православную Церковь и Грузинскую Православную Церковь. С началом строительства и восстановления храмов стала ощущаться нехватка священнослужителей, ощущается она и до сих пор. У нас в епархии 97 приходов и 50 священников, получается по 2 прихода на одного священника, но это не так. У некоторых священников по 4 – 5 приходов, потому что, например, в Вознесенском соборе 4 священника, и это минимум, нужно больше, чтобы они могли уделять время каждому, кто в этом нуждается.

К тому же не каждый священник способен ко всякому роду служения: кто-то хорошо служит, проповедует, но не может быть хорошим духовником. Священник в небольшом приходе должен быть и администратором, и хозяйственником… Это тоже не каждому дано.

– Может, в чем-то прихожане могли бы помочь своему священнику?

 

– Иногда сам священник противится помощи прихожан, считая, что сам должен со всем справляться. В моем видении приход должен быть равносоставленным из священника, прихожан и даже власти – администрации города или села, где находится храм. Это общее дело. Если священник занимается одним, прихожане другим, и их объединяет только служба, – это не приход. Храм становится местом для требоисполнения, вроде магазина духовного: пришел, денежку заплатил – получил свечку, или молебен, или еще что-то. И все. Иногда, к сожалению, священники так и считают: его задача оказать услугу – крестить, освятить дом и так далее, получить плату – и до свиданья. У нас 90% таких приходов. Приходской жизни нет.

Бывает и еще хуже, когда человек видит, что священник ездит на дорогой машине, а в храме за 80 лет никто ни к чему руку не приложил. Появляется большой соблазн. Зачем я понесу свою копейку в церковь, если она пойдет в карман священнику? Да, священнослужители кормятся от престола Божия, но нельзя, чтобы дом священника был лучше и краше дома Божия.

Если бы священники наши видели в прихожанах помощников, многое было бы проще. Бывает, спросишь священника, почему в храме грязно, скажет, что нет возможности нанять уборщицу. Обратился бы к прихожанам с просьбой убраться в храме – и наши женщины за полчаса сделали бы так, что храм бы блестел. И во время этой работы они бы поближе познакомились, разговорились, работа ведь очень сближает. Сближают и паломнические поездки – в дороге многое можно узнать о человеке. Я сам, будучи приходским священником (мне повезло – я служил в небольших приходах), ездил со своими прихожанами по святым местам и отметил для себя, как это важно.

Организация приходской жизни – это серьезная задача.

– Кузнецк оправдал Ваши ожидания?

 

– Кузнецк, Кузнецкое благочиние, близлежащие районы отличались активной церковной жизнью. Скажем, в Кузнецке на момент создания Кузнецкой епархии уже было православное молодежное движение, огромная воскресная школа. У нее нет своего здания, она ютится в разных помещениях, но благодаря работе педагогов продолжает жить и развиваться – значит, ее деятельность востребована.

Воскресная школа должна быть рядом с храмом. Когда ребенок вне службы, вне храма, это уже не приходская школа, а просто некая православная школа. Мы пытаемся решить этот вопрос. Попробуем получить здание рядом с храмом. Если не получится, будем решать вопрос со строительством, место на территории собора есть. Хотя дело это, конечно, не быстрое и очень дорогое.

Необходимо заниматься и пожилыми людьми. Выходя на пенсию, многие не могут найти себе места. Не всем интересно сидеть на лавочке и обсуждать соседей. Многие хотят быть полезными. Их опыт, умения, желание помогать приход мог бы использовать на общее благо.

– Складывается впечатление, что Церковь готова заниматься очень многим, но не имеет такой возможности.

 

– Церковь может заниматься в социуме всем. Да, наши возможности ограничены, но это не значит, что мы не должны этим заниматься. Не стоит замахиваться на многое, но понемногу делать свое дело мы можем. С этим я и обращаюсь к кузнечанам: давайте на своем месте, исходя из своих возможностей помогать друг другу, тем, кто в нашей помощи нуждается. Тогда, с помощью Божией, и наша жизнь станет лучше.

Беседовала Марина АЛЕКСАНДРОВА.

Просмотры (127)