Памяти новомучеников и исповедников Кузнецких

ХХ век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от рук внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога.

Наша, кузнецкая, земля тоже дала миру целый сонм мучеников и исповедников: в конце января 1918 года, когда был принят декрет об отделении церкви от государства и большевики начали закрывать храмы и монастыри, в нашей местности, как и в большинстве российских регионов, также начались массовые расстрелы духовенства и верующих.

Сколько священнослужителей было расстреляно в одном только Кузнецке! Сегодня многим нашим землякам известно имя настоятеля Покровского собора (этот храм находился на том месте, где сейчас стоит кинотеатр «Комсомолец) Владимира Дубровина. В 1929 году отца Владимира прямо со службы забрали в тюрьму, а затем арестовали и других служителей собора: о.Анатолия Дубровина и Тихомирова. Родственники пытались узнать: за что забирают священников, но им грозили, что и их тоже заберут. Хлопотали за священников и прихожане, но они исчезали бесследно, т.е. их тоже оставляли в тюрьме. В начале октября 1923г. на Соборную площадь пригласили верующих. Затем привезли из тюрьмы о.Владимира Дубровина. Его заставляли отречься от Бога и православной веры перед прихожанами. Но он перекрестился и кротко сказал: «Бог всегда был и будет с нами. Не для того я проповедовал православную веру, чтобы отречься от неё. Она всегда будет существовать у русского народа». О. Владимир говорил и чувствовал, что дни его сочтены. Осенью 1929 года о. Владимир Дубровин и с ним ещё около 60 священников были расстреляны в Дуванном овраге в Кузнецке. Уже несколько лет на этом месте стоит Поклонный Крест и каждый год в день Собора новомучеников и исповедников Российских здесь совершается панихида.

Могила отца Владимира Дубровина находится на городском кладбище, с левой стороны Казанского храма. Каждый год  25 октября здесь совершается Панихида.

 

Архиепископ Фаддей (Успенский)

В годы лихолетия Кузнецк для некоторых священнослужителей был местом тюремного заключения. Одним из известных святителей РПЦ, который находился в Кузнецке под стражей, был архиепископ Фаддей (Успенский).

В октябре 1926 года в связи с арестом Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия (Страгородского) архиепископ Фаддей вынужден был покинуть Астрахань для исполнения возложенных на него обязанностей по управлению Русской Церковью. Но на пути в Москву он был задержан и отправлен в город Кузнецк тогда ещё Саратовской губернии без права выезда. Пребывая здесь с 27 июня по 27 октября 1927 года числился, однако, архиепископом Пятигорским, хотя отбыть по назначению не мог. Митрополит Сергий, освобожденный к тому времени из тюрьмы, назначил его 27 октября 1927 года на Саратовскую кафедру, а через непродолжительное время на Тверскую. Только в марте 1928 года Владыка Фаддей получил разрешение на выезд из Кузнецка. На Тверской земле он и провел последние годы своей исповеднической жизни, закончившейся мученической смертью.

 

Епископ Серафим (Юшков)

В истории Кузнецкого края есть и другие имена, связанные с подвигом во имя Христа. Среди них- епископ Серафим, в миру Владимир Иванович Юшков. В 1918 году Владимир Иванович из Петербурга переехал в близкий ему Саранск. В это время он сильно болел, лечился в Саратове. А из Саратова переехал в Кузнецк, где был настоятелем в одном из храмов. В Кузнецке им были установлены прочные связи с православным клиром Саранска и это в обход Пензы, где в начале 20-х гг. было засилье обновленчества. В 1924 году о.Владимир принял монашество с именем Серафим и в августе того же года стал епископом Саранским, викарием Пензенской епархии. Назначение Владыки в Кузнецк состоялось 8 октября 1929 года. Так он стал не только первым Саранским, но и первым Кузнецким епископом.

В условиях гонений Преосвященный проводил настолько активную епархиальную деятельность, что приходилось лишь удивляться. В Кузнецке двери его квартиры почти не закрывались, дом превратился в настоящее епархиальное управление и штаб по борьбе с обновленчеством. День и ночь в город отовсюду тянулись лишившиеся приходов священники, странствующие монахи, оставшиеся без куска хлеба члены приходского совета. Духовенство, возвратившееся из лагерей и ссылок, Владыка старался удержать в епархии, назначить на ещё незакрытые приходы. Из многочисленных документальных упоминаний о кузнецком епископе известно, что он был настоящим отцом для подчиненных ему пастырей и мирян, страдания и скорби гонимого духовенства воспринимались им как свои личные страдания. Даже во время гонений он был неукоснительным блюстителем церковной дисциплины.
Владыка Серафим привлекался в 1934 году по одному делу с о.Иоанном Оленевским. 4 февраля он был допрошен следователем, а затем между ним и духовенством Пензы были устроены очные ставки. Но в этот раз Преосвященнейший избежал репрессий. Лишь в июле 1935 года в Кузнецке 70-летний Владыка Серафим был арестован, а в октябре осужден на 10 лет тюремного заключения.

* * *

Историй подвига страданий за Христа, за Церковь Христову, за ближних своих – сотни тысяч. И хотя физически к концу 1930-х годов РПЦ была практически уничтожена, духовно она оказалась не сломлена. Была только одна сила, которую Церковь могла противопоставить безумной злобе гонителей. Это сила святости. Столкнувшись с этой великой силой, с этим духовным сопротивлением, воинствующее советское безбожие помимо своей воли, вынуждено было отступить. Новомученики и Исповедники Российские не боялись жить по Евангелию даже в самые мрачные годы, жить так, как велела им их христианская совесть и готовы были умереть за это.
Сегодня необходимо понять значение подвига новомучеников и исповедников Российских, кровью которых возрождается церковная жизнь, возрождается православная вера в народе.

***

ФОТОГАЛЕРЕЯ 

Храмы города Кузнецка начало ХХ века

 

Смотрите также фото забвения и возрождения Вознесенского кафедрального собора Кузнецка.

Просмотры (477)