Преосвященный Назарий, вступивший этой осенью в управление Кузнецкой епархией, встретился с корреспондентом ИА «Пенза-Пресс» и рассказал о себе, о религии и впечатлениях от нового места службы. До назначения в Пензенскую область владыка Назарий на протяжении 27 лет был наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Решение о том, что он станет епископом Кузнецким и Никольским, было принято Священным синодом. Во второй по величине город региона Преосвященный Назарий прибыл в начале сентября и уже начал знакомиться с епархией.
– Владыка, вы чуть меньше двух месяцев как вступили в управление Кузнецкой епархией. Как вас встретили? Наверное, уже пообщались с людьми, со священниками?
– Ну, так как я церковник, поэтому начнем с этого аспекта. Владыка Серафим встретил совсем по-братски. Не знал его раньше, а потому немного переживал в душе, но самая первая встреча сразу расположила. И, конечно, я благодарю его за то, что он не только лишь принял меня в Пензе, но и привез сюда, представил людям, священникам. Конечно, это многое значит, потому что и прихожане видят, какие взаимоотношения между архиереями, и судят в целом о температуре по епархии. Поэтому я благодарю митрополита. Потом к нам еще владыка Митрофан присоединился. Поэтому у нас такой триумвират состоялся. И когда мы служили все трое вместе, то у меня было чувство, что мы давно-давно знаем друг друга. Это с церковной точки зрения.
Конечно, в Пензенской области я первый раз. Когда приехал, то самое первое, что порадовало, – это Спасский район, потому что именно с этого, с церковного названия началась Пензенская область для меня. Ну и конечно то, что здесь природа удивительная. Я родился в зоне лесостепи, и для меня она родная. Как будто попал домой. Да и люди удивительные. С первого общения с народом увидел, какие они сердечные.
– Что вы считаете своей главной заслугой за время служения в Ленинградской области?
– Ну я не считаю, что это заслуга. Ведь это было мое служение, мое послушание. Я ведь человек монастырский. Да. 27 лет принадлежат Александро-Невской Лавре. Мне практически удалось с самого начала принять ее. Когда я пришел туда, там было всего шесть комнат, а потом она стала комплексом. Знаете, я могу даже со стыдом сказать, что не знаю, сколько там тысяч квадратных метров. Изначально было восемь человек, а когда я уходил, более шестидесяти. Мне кажется, что это не заслуга, а то, что удалось с Божьей помощью.
– Владыка, а какой вы в жизни человек? Требовательный или мягкий?
– Думаю, что не меня надо спрашивать. Надо спрашивать моих подчинённых и моих сослужителей. От себя могу сказать, конечно. Я человек довольно мягкий, понятливый. Но, с другой стороны, бываю жестким, когда вижу наглость. Это самый первый человеческий недостаток, человеческая черта характера, которую я не принимаю сразу.
– Многие считают, что для того, чтобы считать себя православным, достаточно носить крестик. Каково ваше мнение на этот счет?
– Абсолютно недостаточно. Крест сам по себе не спасает, если не верить в то, что на этом кресте страдал Христос. Я, например, столкнулся с тем, что в один храм детей приносят крестить, а в другой нет. А когда мы начинаем разбираться, оказывается, родители принесли детей не для того, чтобы их покрестить и они стали христианами, а для того, чтобы получить хорошую картинку, чтобы был хороший интерьер, чтобы батюшка, не дай Бог, не налил много воды на ребеночка. А лучше бы просто побрызгал, чтобы фотографии были замечательные. Это совершенно никак не вяжется с таинством крещения. И это меня очень сильно удручает. Это не религия.
Часто получается так, что человек бывает дважды в церкви: когда его крестили мальцом сорока дней от роду, а второй раз, когда принесли в храм на отпевание. Вот эти два посещения храма становятся главным в жизни для очень многих.
– А как исправить эту ситуацию?
– Ну мы же стараемся. У нас есть воскресные школы. Ребенку еще можно объяснить, что одно посещение церкви практически ничего не дает. Оно только открывает двери, а чтобы войти в них, нужно еще многое.
У нас о духовной составляющей начинают думать, только когда лежат на смертном одре или на одре болезни. Вот только тогда вспоминают, что они крещеные, решают батюшку позвать. А почему, когда хорошо человеку, не вспомнить и не пойти благодарить Бога за то, что он послал тебе просимое?
Я помню, когда-то меня спросили, какие надежды имею на то, что образуются настоящие приходы. Тогда я сказал, что вот когда вырастут первые дети, которые пришли в воскресную школу, и когда их дети придут в воскресную школу, вот тогда образуется настоящий приход, в полном смысле слова. Потому что за один раз, наверное, даже за одно поколение церковная жизнь не установится. Были чудеса, когда человек заболел, вдруг получил внезапное исцеление, и вот это заставило его прийти в церковь и никогда более из нее не уйти. Это тоже бывает. Но мы ведь говорим не об исключительных случаях.
– Чем вы будете заниматься в первую очередь в первые месяцы?
– Ну знаете, когда вы приходите на новую работу, даже светскую, вы прежде всего что делаете? Знакомитесь с людьми, с местом работы, какие условия, что надо делать первым. Слава Богу, я пришел не на пустое место. Четыре года не было правящего архиерея, тем не менее, владыка Серафим имел надзор над епархией. Конечно, моя первая задача – это объехать ее, посмотреть своими глазами. Одно дело, когда ты видишь фотографии, читаешь, и другое, когда приезжаешь и смотришь на месте состояние храма, часовни, молитвенного дома.
– Владыка, что бы вы пожелали всем верующим? Не только кузнецким, но и пензенским, в наше непростое время?
– Вы знаете, если уж копнуть историю, у нас никогда не было простого времени. Пусть это звучит немножечко, может быть, и неправильно с человеческой точки зрения, но как раз именно в трудные времена люди могут встрепенуться, подумать о единстве, о том, что все-таки это родина наша. Если мы о ней не будем заботиться, то где мы будем?
Поэтому я бы очень хотел попросить народ Божий стремиться стать единым фронтом. Даже вот здесь, пребывая далеко от фронта того. Наши отцы, сыновья, внуки борются против зла, всемирного зла того самого фашизма.
Справка ИА «Пенза-Пресс»
Назарий (в миру – Николай Лавриненко) рос в многодетной семье. Получил образование в Крымском сельскохозяйственном институте, а в 1974-1975 годах служил в группе советских войск на территории Германии.
В 1982 году решил связать свою жизнь с религией и поступил в Ленинградскую духовную семинарию. В 1985-м принял монашеский постриг и был рукоположен во диакона, а затем – в иеромонаха. Нес послушание в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, а с 1987 года стал настоятелем Спасо-Преображенского собора Выборга.
Ленинградскую духовную академию Назарий окончил в 1988 году и был возведен в сан игумена. В 1990 году его назначили настоятелем подворья Казанской иконы Божией Матери Валаамского монастыря в Ленинграде. В феврале 1991-го в Александро-Невской лавре возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Коневского Рождество-Богородичного монастыря.
В 1996 году Назарий стал благочинным монастырей и подворий Санкт-Петербургской епархии, в том же году – и.о. наместника Александро-Невской лавры, был утвержден в этой должности в апреле 1997 года.
Решением Священного Синода от 27 мая 2009 года избран епископом Выборгским, викарием Санкт-Петербургской епархии. Наречен во епископа 27 мая в домовом храме Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге. В 2013 году ему присвоили титул «Кронштадтский».
А в конце августа 2023 года Священный синод, рассмотрев положение дел в Санкт-Петербургской митрополии, постановил Преосвященному Назарию, епископу Кронштадтскому, викарию Санкт-Петербургской епархии, наместнику Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, стать епископом Кузнецким и Никольским с освобождением его от должности наместника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.
Источник фотографии: Фото ИА «Пенза-Пресс».
Просмотры (316)