Не так давно в Кузнецке была всего одна церковь – на кладбище. Служили в ней обычно два священника, больше и не требовалось. Сегодня есть несколько храмов, часовня, священников много – и все равно не хватает. Это очень радостно, это говорит о возрождении в людях веры. Но возможным это возрождение стало во многом благодаря тем, кто в годы безбожия эту веру хранил. Таким, как священник кузнецкой кладбищенской церкви Казанской иконы Божией Матери отец Владимир Шляпников.
Родом из детства
Родился будущий священник 7-го января 1937-го года (прямо на Рождество Христово!) в семье железнодорожного рабочего (путевого обходчика) Василия Алексеевича Шляпникова. Семья была верующая, мама воспитывала шестерых детей: Ивана, Татьяну, Василия, Дмитрия, Александра и Владимира.
Жили недалеко от Евлашева. Достатка особого не было, наоборот, отцу постоянно приходилось думать, чем кормить семью. В 1957-м году переехали в Кузнецк. Отец взял ссуду на строительство дома. Строились всей семьей, но в новые хоромы так и не вошли – ссуду платить было нечем, пришлось недостроенный дом продать.
Переехали в Оренбургскую область, где не было ни родных, ни знакомых. Жили в маленьком глиняном домике. Здесь соседка, пожилая женщина, стала учить Владимира читать на церковнославянском языке. В церкви он познакомился с двумя парнишками-алтарниками, своими ровесниками. Саша и Миша позвали служить с собой. Правда, священник, отец Степан, не позволял читать – ошибки делал только что узнававший древний язык Володя. Обидно было мальчишке до слез!
Отец иногда говорил сыну: «Ну-ка, Вовка, возгласи за дьякона!». И когда тот «возглашал», отец, довольный, говорил: «Ну, дьяконом будет!». Уж больно сильный голос был у Володи.
Из Оренбуржской области уехали под Куйбышев, в совхоз. «Волга весной разливалась, так за хлебом на лодке плавали», – вспоминает отец Владимир. Поступил в Саратовскую духовную семинарию, откуда в 1956-м году ушел служить в армию.
Служил в войсках МВД, имел дело с заключенными. «Слава Богу, стрельнуть не пришлось», – радуется священник.
«Аз, недостойный иерей…»
Отслужив положенные три года, вернулся домой, немного поработал на железной дороге. А незадолго до первого сентября пришло письмо из Троице-Сергиевой лавры о зачислении Владимира Шляпникова на второй курс духовной семинарии.
Семья в это время жила в Кузнецке. Здесь Владимир и познакомился со своей будущей женой Таисией – она работала на обувной фабрике вместе с женой старшего брата Владимира Дмитрия. Таисия часто приходила на службы в часовню Параскевы Пятницы. В этой часовне спустя некоторое время Владимир и Таисия и обвенчались.
Владимир учился на четвертом курсе, когда в лавру приехал архиерей из Астрахани – набирать дьяконов. Шляпников и поехал служить в Астрахань. Местный уполномоченный по делам религий не хотел давать молодому человеку справку, необходимую для регистрации на новом месте: была установка молодежь в священнослужители не пускать. Но сколько бы ни уговаривали, ни угрожали разными неприятностями Шляпникову, тот крепко стоял на своем. Так что сдался уполномоченный.
Необходимую справку будущий дьякон получил на Радоницу. «Пришел в храм, а там людей… Стою, ног под собой не чую от радости!».
Полтора года отслужил Владимир дьяконом в поселке Трусово, после чего был вызван епископом Астраханским и Енотаевским Павлом.
– Вам надлежит быть священником, – сказал владыка 26-летнему дьякону.
– Не могу, владыко, я недостойный совсем! – испугался тот.
– Ну, смотрите, решайте. Или будете священником, или – на все четыре стороны!
Владимир написал письмо домой, чтобы посоветоваться с отцом. И болевший уже в то время отец, который когда-то прочил сына в дьяконы, ответил: «Я не против, поступай, как сам посчитаешь нужным».
27-го октября 1963-го года, в воскресенье, епископ Астраханский и Енотаевский Павел в Покровском кафедральном соборе г.Астрахани за Божественной литургией рукоположил Владимира Шляпникова в сан священника. Когда после рукоположения владыка говорил слово о совершенном таинстве, он называл отца Владимира «юнейшим». И правда, был он очень молод, но ответственность священника перед Богом осознавал очень хорошо.
Как миг один
С тех пор прошло 50 лет. Не на одном приходе пришлось за эти полвека послужить отцу Владимиру Шляпникову.
Спустя некоторое время после рукоположения он был направлен в церковь Рождества Пресвятой Богородицы села Никольского Енотаевского района Астраханской области – большой храм, превосходящий по размерам Вознесенский кафедральный собор Кузнецка. Здесь молодой священник прослужил три года.
Потом были разные приходы, но родители уж очень просили сына перевестись поближе к дому. И вот с большой неохотой владыка Павел отпустил отца Владимира.
В 1971-м году владыка Феодосий, епископ Пензенский и Саранский, направил вновь прибывшего священника в село Тешнярь (где сегодня служит настоятелем его сын, протоиерей Виктор Шляпников). А в 1974-м году владыка Мелхиседек, епископ Пензенский и Саранский, назначил отца Владимира вторым священником в Казанскую церковь г.Кузнецка, где он и служил на протяжении почти сорока лет.
Отец Владимир с матушкой Таисией вырастили троих детей. Старший сын Виктор стал священником и отцом троих детей (его дочь Анастасия подарила деду правнука Максима, радуют отца Владимира и двое внуков – Кирилл и Павел). Второй сын Алексей – дьякон Николо-Покровской церкви г.Кузнецка, его сын Никита заканчивает школу. Дочь Галина – регент, замужем за священником, живет на Украине. Обе ее дочери, внучки отца Владимира, следуют ее примеру: вышли замуж за студентов духовных учебных заведений.
10-го мая 2005-го года отец Владимир овдовел. Живет теперь один, и дом его кажется ему «большим, как вокзал». «Вся жизнь – как один миг! – говорит отец Владимир.
«Спаси, Господи, люди Твоя!»
Скольких людей крестил за этот миг своей жизни ныне 76-летний священник? Скольких он проводил в последний путь? Скольких венчал? Скольким отпустил грехи после исповеди, оплакав нанесенные ими душе человеческой раны?..
Казанская церковь долгие десятилетия была единственной в Кузнецке, и всегда здесь были прихожане. Бывали года, по воспоминаниям отца Владимира, это было в 70-е, когда до тридцати человек одновременно крестилось! Было и одновременное венчание пяти пар.
Было и другое – тайное крещение на дому, соборование, исповедование и причащение украдкой…
В основном в советское время в церковь ходили люди уже в возрасте. На мой наивный вопрос, в чем же каялись наши бабушки (в их-то возрасте, на мой взгляд, и грехов-то почти не бывает!), отец Владимир ответил серьезно: «За всю жизнь каялись. Было в чем. В церковь-то приходили к старости…».
Сегодня люди каются в тех же грехах, что и 10, и 20, и 30 лет назад. «Вражонок-то не спит, – говорит отец Владимир. – Как сказано в каноне Ангелу Хранителю: «враг попирает мя, и озлобляет, и поучает всегда творити своя хотения»… Нет в мире любви, в семьях. Потому что нет смирения, только гордость. Не уступают друг другу, каждый творит «своя хотения». Как те два барана на мостике из детской сказки! А ведь Матерь Божия не пребывает там, где гордость, потому что Она Сама – Смиреннейшая».
Другая большая беда, сокрушается священник, – пьянство. Приходят на исповедь женщины, и чуть не каждая плачет – о мужьях, о детях. «Что делать? Жалеть, молиться. Особенно матерям. Материнская молитва сильная», – говорит отец Владимир.
Сегодня в Казанской церкви много молодых прихожан, особенно в воскресные и праздничные дни. Это радует отца Владимира, хотя переживает он за молодежь особенно: «Живут-то как! Страха Божия нету, не думают совсем о будущем!». Будущее, о котором говорит батюшка, – это не институт, не карьера и даже не семья. Он имеет в виду жизнь вечную, спасение души человека. Об этом, о спасении каждого своего прихожанина, каждого, кто пришел в храм, каждого, о ком попросили молиться, и просит отец Владимир Господа. Уже 50 лет.
Марина АЛЕКСАНДРОВА.
Просмотры (338)