Сразу же по возвращении на Пензенскую землю после архиерейской хиротонии, 22 мая 2014 года, в интервью Инессе Романовой (ГТРК «Пенза») владыка Нестор рассказал о своем пути к архипастырству, о своих прежних послушаниях, и о том, какие цели ставит перед собой на Кузнецкой земле.
– Ваше Преосвященство, здравствуйте! Позвольте Вас поздравить с новым высоким саном. Ваша хиротония – это большое событие для всей Пензенской области. Скажите, а Вы могли себе представить, что такое произойдет, двенадцать лет назад, когда только поступали в Николо-Угрешскую духовную семинарию?
– Когда я в 2002 году оставлял свой замечательный приход в подмосковном поселке Образцово и поступал в Николо-Угрешскую семинарию, то поступал я туда по велению сердца. В пользу того, чтобы покинуть родную общину, которая научила меня очень многому – благочестию, любви к храму Божиему, – у меня был только один аргумент: уверенность, что мое новое служение принесет еще больше пользы Церкви, нежели то, когда я просто на приходе управляю церковным хором.
Когда я поступал в семинарию, то никто, кроме Бога, не мог предполагать, о том служении, которое мне спустя годы будет вверено. Но и тогда я верил: всё, что нужно Богу от меня, будет возможно; те таланты, которые во мне взрастили и родители, и учителя в школе, в гимназии, в университете, – дали еще больший импульс для развития того, чтобы сегодня я принес Церкви пользу.
Поэтому, конечно, архиерейство для меня – это большая неожиданность, но, с другой стороны, я вижу в этом Промысел Божий, который на каждом этапе моей жизни подготавливал меня для того, чтобы сегодня я мог возглавить Кузнецкую епархию и сделать значительно больше, нежели просто я сделал бы для своего личного спасения. Чтобы я мог принести пользу в деле спасения тех, кто сегодня жаждет его, пользу для тех, кто хочет включиться в общую жизнь Церкви, для тех, кто хочет познать Христа, кто услышал Евангелие. И каждый момент моей жизни был некоей подготовительной ступенькой к общему служению, которое я сегодня прохожу.
– А как получилось, что учитель математики и информатики высшей категории, который всерьез занимался наукой, вдруг всё это оставил? Кто или что сподвигло Вас на это?
– Я, конечно, отношу это к Промыслу Божию. Потому что когда я поступал в педагогический университет, то не видел другого места для своего служения людям, кроме педагогики. Я не думал о священнослужении. Передавать опыт поколений в науке, в знании для ребят – делать это я был готов. Но дети создают такую особую атмосферу, передают запас энергии – кто работал в школе, тот меня поймет – что я для себя в какой-то момент определил, что мое служение не должно ограничиваться только школой или районом (я был также сотрудником районного учебно-методического центра и занимался аттестацией учителей). Кроме того, я понимал, что служение в виде школьной работы всегда будет ограничено своей светскостью.
Какое бы знание мы не давали людям, оно останется только знанием. Есть такое выражение: бесы тоже знают о Боге, но они ничего не предпринимают для того, что бы стать лучше. Просто знание может оставаться пустым и бесцельным. А вот когда знание приносит пользу людям, ведет их к каким-то определенным целям, когда у человека сформировано мировоззрение и он знает цель будущей жизни, – тогда это совершенно другое. Тогда человек работает не только на современную жизнь, он способен подготовить себя к личной жизни. Конечно, я понимал, что та область, которой я занимаюсь, – это всего лишь часть познания мира, часть того великого дела и служения Церкви, которое существует.
Параллельно, в то время я был прихожанином храма, участвовал в богослужениях. У меня появился духовный отец – духовник, который мог мне вложить правильное понимание церковной жизни, правильные понятия о благочестии и о том стремлении, которое должно быть у каждого христианина. С этим воцерковлением у меня формировалось определенное мировоззрение, которое говорило мне: я могу принести больше пользы.
В жизни каждого человека есть период, когда в него вкладывают много: родители, общество в виде учителей, но он еще ничего не отдает взамен. Как цветочек, который поливают, пока он не распустится, а когда он распустился, то может потом сам принести плоды.
В меня очень много вкладывали, но наступил момент, когда пришло созревание духовное, и я стал готов вкладывать что-то в других, приносить пользу. Эта польза, прежде всего, в том, что я несу слово Божие, свидетельство о Христе Воскресшем, свидетельство о том, что Бог не просто этот мир создал в своем разнообразии, а в том, что это всё премудро, и наша жизнь не случайна в этом мире.
– А как получилось, что Вы занялись издательской деятельностью?
– Когда человек имеет базис, то может строить на нем очень многое. Человеку, который творчески подходит к своему послушанию, даются такие особые свойства от Бога, которые позволяют ему и собрать коллектив, и получить новые результаты.
Кто читал Евангелие, знает притчу о талантах. Тот, кто имеет талант и воплощает его в жизнь, – тот приобретает еще больше. А кто свой талант скрывает – тот оказывается банкротом.
Когда я пришел в Николо-Угрешский монастырь и стал студентом духовной семинарии, у меня было очень много послушаний, и в какой-то момент мой духовный наставник, нынешний митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин, сказал: «Занимайся издательством». И мы начали работу. На сегодняшний день издательство Николо-Угрешского монастыря опубликовало не только много журналов, хороших изданий по самому монастырю, но и исторические книги, которые пользуются популярностью. Мы внесли в жизнь обители очень много новой информации, о которой люди просто не знали.
Когда мы приехали в Пензенскую епархию, то владыка Вениамин сказал, что здесь нужно возрождать журнал «Пензенские епархиальные ведомости», и с 2010 года мы приступили к его изданию. Затем были созданы книги о Пензенской митрополии, об истории Церкви на Пензенской земле. Нашелся коллектив единомышленников, появился альманах «Пензенский летописец», газета «Пензенский православный собеседник» продолжила свое существование.
– Почти четыре года Вы были наместником Пензенского Спасо-Преображенского монастыря – первым наместником в его новейшей истории. Не жалко ли с ним расставаться?
– Да, прощаться с обителью мне очень трудно. Прихожане не готовы меня отпускать, и сожалеют, что наше общее служение в монастыре заканчивается. Но братия там остается, а значит, продолжится и созидание. В этом году монастырю исполняется 325 лет. Надеюсь, что до Преображения Господня мы распишем часть верхнего храма, поставим иконостас.
Есть такие Евангельские слова о том, что светильник не надо ставить под спудом. Если от меня нужно больше служения и ответственности, значит, нужно заниматься большим делом.
– Владыка, а какие цели и задачи Вы ставите перед собой в Кузнецкой епархии?
– Я хочу продолжить ту линию, которую там основал митрополит Серафим. Это хорошая, созидательная линия.
Мы будем строить храмы, потому что многие прихожане просят об этом. Будем развивать просветительскую деятельность. У нас много молодежи и тех, кто не готов еще принять христианство, а ведь христианская жизнь несет очень важный здоровый заряд. Поэтому, если мы сумеем донести до этих людей христианские ценности, у нас станет меньше абортов, распавшихся семей, у нас будет прекрасное общество.
Конечно, я хочу, чтобы кузнечане получили очень многое. Там верующий народ, который живо откликается на разные инициативы. Сегодня народ готов к возрождению культурных и религиозных традиций. И, я считаю, то, что делается в Пензе, должно в разы активнее делаться на периферии, в том числе в Кузнецке.
Просмотры (213)