ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ
ЕПИСКОПА КУЗНЕЦКОГО И НИКОЛЬСКОГО НЕСТОРА
клиру, монашествующим и всем верным чадам
Кузнецкой епархии Пензенской митрополии
Русской Православной Церкви
Всечестные пастыри и диаконы,
монашествующие,
дорогие братья и сёстры!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Ликуют Ангелы, торжествуют святые, радуются мученики, песнословят праведники, восклицают люди – Христос воскрес! Сегодня Святая Церковь воспевает хвалебноблагодарственно Господа – Избавителя нашего Иисуса Христа. Мир недоумевает, ад плачет, ибо разрушен и опустел, распятый грешник – в раю, Небо удивляется, стражники спят, мироносицы скорбят, ученики в страхе, книжники и фарисеи посрамлены, Пилат унижен в своём мнимом величии, возлюбленный ученик оскудел в богословии, Никодим с Иосифом в священном трепете, а Христос – Начаток жизни – воскрес из мёртвых. Господь – Царь славы – победил смерть, принёс на землю долгожданное спасение, мир обновился через Него. В эту светозарную ночь Воскресения Христа, в этот светоявленный день обновления мира мы испытываем особое чувство единения с ближними. Почему? Судите сами. Когда мир был ветхим, когда действовал закон «око за око и зуб за зуб» (Мф. 5, 38), каждый был вандалом, каждый сеял смерть и множил грехи. Людей от безумства страстей останавливал то Потоп, то смешение языков при Вавилонском столпотворении. Но этого было мало.
И тогда Бог заключает с человеком Новый Завет, даёт в распоряжение новую заповедь: «Да любите друг друга» (Ин. 13, 34). Причём Сын Божий не заставляет соблюдать Его предписания, как это делают фарисеи: «связывают бремена тяжёлые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (Мф. 23, 4).
Создатель мира, будучи Законодавцем, первый исполняет сию святую заповедь – любить Бога и ближнего как самого себя (Мф. 22, 37–39). И Свою любовь Он доказал нам через послушание Небесному Отцу. Вот как Он об этом говорит: «Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Ин. 15, 10). И тут же добавляет: «Если заповеди Мои соблюдёте, пребудете в любви Моей» (Там же). То есть сначала Сам исполнил заповеданное Отцом, а потом предложил и нам, Его ученикам, приобщиться к божественной любви через исполнение Им повеленного.
Христос показал нам путь любви: Он исцелял страждущих и больных, очищал прокажённых, наставлял людей на путь истинный, обличал грех и неправду, учил покаянию и спасению. А под конец Своей земной жизни умыл ноги ученикам, оставил нам спасительное Таинство, добровольно пошёл на страдания и Крест за грехи мира и в итоге воскрес, обещая дать нам иного Утешителя – Духа истины.
На Тайной Вечери Господь Иисус Христос обратился к Своим ученикам со словами: «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 22). Спаситель говорит здесь о Своём воскресении, «прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется» (Ин. 14, 29).
И вот следует череда скорбных дней, но наконец печаль сменилась ликованием, плач смолк, тьму озарил свет; и ученики обрели в Воскресшем Христе новую радость, и смысл, и счастье, и любовь. Всё это отныне наполняет их сердца, и так до скончания веков. Вот почему Воскресение Христово имеет неподдельную объединительную силу.
Жертвенная любовь Господа Иисуса сделала родными абсолютно разных по крови, возрасту и месту проживания людей. Поэтому в начале своего пасхального приветствия я назвал вас «братья и сёстры». И это не столько дань церковной традиции, сколько отражение глубинного смысла Православия: мы близки друг к другу, ведь в нас живёт Единый Христос. Если мы оступимся, то грех нас разобщит, обессмыслит жизнь, приведёт к одиночеству, темноте и смерти. Но как только мы повернём к свету и исповедуемся, Спаситель, «будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1, 9). Так говорит апостол Иоанн Богослов.
«Любовь, – по слову апостола Павла, – не делает ближнему зла… любовь есть исполнение закона. Так [поступайте], зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечёмся в оружия света. Как днём, будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 13, 10–14).
Что значит облечься в Господа Иисуса Христа? Это значит, что надо поступать так, как Он поступал, исполняя волю Своего Небесного Отца. Именно так мы и просим в молитве «Отче наш»: да будет воля Твоя! Не моя, греховная, но Твоя, Господи, святая воля да будет в сердце, помышлениях, словах и делах. А если Его благая и совершенная воля будет в нас, то мы пребудем в Его любви, а значит, станем Его детьми и наследниками. Облечься во Христа – значит попытаться думать как Христос, действовать как Он. Как же это? Надо мыслить так, словно ты пребываешь во свете и сердце готово отдать себя за любого, готово разорваться от жалости и сострадания к ближнему – настолько жертвенно, насколько это вообще возможно.
Дорогие отцы, братья и сёстры! Если мы хотим насладиться неподдельной радостью праздника Воскресения Христова, то будем исполнять волю Божию, творить добрые дела, будем чадами света, станем молиться благодарственно и непрестанно, сердце устремлять в Небо, помышлять о горнем, вечном, через покаяние очищать свою совесть и наставлять ближних во спасительных заповедях нашего Учителя – Господа Иисуса Христа, отдавшего всего Себя за жизнь мира. Любите друг друга, «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2).
Спасительная благодать Воскресшего Спасителя мира, любовь Его Небесного Отца и причастие Утешителя Святого Духа да пребывает со всеми вами! Аминь.
+Нестор
ЕПИСКОП КУЗНЕЦКИЙ И НИКОЛЬСКИЙ
Град Кузнецк,
Пасха Христова, 2018 год
Просмотры (89)