ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ
ЕПИСКОПА КУЗНЕЦКОГО И НИКОЛЬСКОГО НЕСТОРА
клиру, монашествующим и всем верным чадам
Кузнецкой епархии Пензенской митрополии
Русской Православной Церкви
Всечестные пастыри и диаконы,
монашествующие,
дорогие братья и сёстры!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Сегодня мы отмечаем «праздников Праздник и Торжество из торжеств» – Пасху Христову. Вновь звучат слова, прославляющие величие Божие, Его исключительную милость ко всем людям. Мы вновь переживаем торжество веры и любви, победу жизни над смертью, правды над беззаконием, святости над грехом. Апостол и евангелист Иоанн Богослов обращается к нам через века со словами: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» (1 Ин. 1, 1–4).
Апостол любви утверждает нас в мысли, что человечество в воплотившемся Боге обрело вечную жизнь. Эту жизнь Христос несёт в Себе как Бог и даёт возможность созданному из земли человеку чудесным образом приобщиться к этой жизни. Приобщение к вечности стало возможным благодаря пришествию Спасителя в мир и Его беспримерному подвигу во имя нас, во имя любви к нам. Какой это бесценный дар людям! Как мы должны благодарить Бога! Благодарение является неотъемлемой составляющей христианской жизни, нового бытия – бытия с Богом, открывшим нам Свою любовь и приглашающим войти в Новый Завет.
Святая Троица – Отец, Сын и Святой Дух – наслаждается вечной жизнью. По неизвестной нам причине Бог восхотел Своё творение приобщить к божественной жизни, и Сын Божий приходит к нам. Он не только даёт познание истины, но и дарит вечную жизнь. Ответом на бесценный Божий дар может быть лишь любовь в подлинном, евангельском смысле, по слову Божию: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14, 21). Пришествие Господа в мир открыло нам понимание, что мы для Бога родные. Своим детям, исполняющим Его заповеди, Он готов подарить благобытие и бессмертие, как родители дарят любимым чадам всё, что у них есть.
Кроме приобщения к вечной жизни Бог даёт возможность стать причастниками совершенной радости. «И сие пишем вам, – возвещает Иоанн Богослов, – чтобы радость ваша была совершенна» (1 Ин. 1, 1–4). Апостол любви сохранил нам бесценные слова Господа, обращённые к Своим ученикам: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдёте, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15, 9–11). Христос, действительно, исполнил все заповеди Отца Своего Небесного. Он «пришёл в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин. 18, 37), открыл нам правильное познание о Боге, научил творить Его заповеди, взял «на Себя грех мира» (Ин. 1, 29), пострадал и, наконец, воскрес. Он пришёл в этот мир и исполнил волю пославшего Его Отца (Ин. 6, 38). Через исполнение божественной воли Иисус Христос стал посредником между нами и Своим Отцом. И теперь Отец Небесный готов принять нас в Свои объятия, если мы истинно любим Господа Иисуса и веруем в Его божество. Так Сын Божий и сказал Своим ученикам: «Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшёл от Бога» (Ин. 16, 27). Какое счастье любить Бога «всем сердцем… всею душею… и всем разумением» (Мф. 22, 37)!
Итак, Бог любящим Его дарует совершенную радость. Но что это за радость и почему она совершенная? Эта радость не сравнима с той, что испытывает обычно человек на земле. Здесь, в искажённом грехами и беззакониями мире с войнами, болезнями и прочими страданиями, человек хоть и испытывает счастье, но, к сожалению, оно быстро исчезает. А сама радость бывает обманчива и часто поверхностна, не касается по-настоящему сердца. Так, читаем в одном из церковных гимнов: «Кая житейская сладость пребывает печали непричастна?»[1] Поэтому Господь говорит: «Радость Моя в вас пребудет» (Ин. 15, 11). Не земная, преходящая, а небесная, божественная, неизглаголанная радость предлагается нам Господом, «как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Этой радости никто не может отнять у христиан, с ней они пребывали даже тогда, когда стояли между выбором – пострадать за Христа или отречься от Него, когда шли на свою личную Голгофу. Божественная радость является совершенной, потому что она вечная, постоянная, не эгоистичная, тихая, сияющая светом божественной благодати. На земле она пребывает лишь в чистых сердцах, людях доброй воли, идущих по стопам заповедей Христовых, деятельных в милосердии и любви к ближним.
Какое ещё чудо открывается нам через Воскресение Христово? Оказывается, к пасхальной радости, которую возвестили нам апостолы, можно приобщиться каждому человеку. Для этого надо войти в Новый Завет с Богом, принять Его божественные заповеди, сделать их неотъемлемой частью своей жизни, и молиться, чтобы Господь сподобил нас ощутить ту радость, которую имели апостолы, когда увидели Христа воскресшим. «Просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин. 16, 24) – говорит Христос. Таким образом, надо встать навстречу Спасителю, Который даёт нам «воду живую» (Ин. 4, 10), приложить усилия, чтобы достичь Неба, ибо «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). Какие это усилия? Это борьба со страстями и греховными привычками, стремление к совершению правильных поступков, творение добрых дел, стояние за правду, изгнание лжи и лицемерия из своей жизни, охранение ума от приятия плохих мыслей, побуждение себя к исполнению заповедей Христовых. А ещё можно сказать словами апостола Павла: «Станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» (Еф. 6, 14–18).
Ответим на беспримерный подвиг Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, на Его славное Воскресение чистотою сердца, исполнением заповедей, делами милосердия и любви, правильным отношением к ближним, стремлением познавать Его божественную волю, быть в конечном итоге совершенными, как совершенен Отец наш Небесный (Мф. 5, 48). Будем стремиться к этому высокому идеалу святости, попробуем своими мыслями, словами и поступками оправдать великое доверие, которое оказал нам Бог, принимая в Свои объятия, делая нас чадами и наследниками Небесного Царства. Аминь.
+Нестор
ЕПИСКОП КУЗНЕЦКИЙ И НИКОЛЬСКИЙ
Град Кузнецк,
Пасха Христова, 2019 год
[1] Стихира самогласна, глас 1. / Требник. Последование мертвенное мирских тел.
Просмотры (60)