ВЫСТУПЛЕНИЕ ЕПИСКОПА КУЗНЕЦКОГО И НИКОЛЬСКОГО НЕСТОРА НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. СЕЛО МАХАЛИНО КУЗНЕЦКОГО РАЙОНА. 26 АВГУСТА 2015 ГОДА

Уважаемые участники конференции!

Стало доброй традицией проводить общественно-значимые мероприятия, симпозиумы, встречи, семинары с участием духовенства. Так, в рамках Международных Рождественских чтений, проходивших в этом году в Москве, состоялись очередные парламентские встречи. В них приняли участие руководители высших органов власти и Православной Церкви, члены Совета Федерации ФС РФ, депутаты ГД РФ. С трибуны Федерального Собрания произнес речь Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Это говорит о глубоком уважении государства к работе, которую проводит сегодня Церковь в области духовно-нравственного воспитания, патриотизма, возрождения глубоких культурных традиций нашего народа.

Мое выступление сегодня в этом зале тоже представляет акт дружеского общения и соработничества государства и Русской Православной Церкви в области образования. Вдвойне приятно выступать сегодня перед педагогическим сообществом Кузнецкого района, так как  по своей первой профессии я являюсь педагогом, и закончил профессиональную деятельность методистом и учителем высшей категории. Поэтому темы, которые я хочу озвучить, понятны мне и будут понятны вам.

Первое, с чего хотел бы начать ‒ это со слов благодарности руководителям образования и всему педагогическому коллективу Кузнецкого района за самоотверженный труд, который вы совершаете во благо нашего Отечества. Образование и воспитание подрастающего поколения не может быть исчислено материально, эти категории нельзя выразить в денежном эквиваленте. Особую ценность жертвенное служение педагогов приобретает во время проихсодящих сегодня в мире сложнейших межгосударственных политических и экономических процессов. Нашу страну пытаются увести от сформированных высоких ценностных ориентиров, свести всё в материальную плоскость, снизить профессиональный уровень специалистов, привести государство в состояние деградации. Есть такой исторический факт. Когда турки захватили Константинополь и Византийская империя пала, то у греков стали отбирать детей и воспитывать их в духе ненависти к родной земле и вере отцов. Этих людей, по крови принадлежащих византийской нации, а по духу чуждых родной культуре, стали называть янычарами. Нет страшнее подмены, когда в лице сородича, соотечественника ты встречаешь предателя и врага, разрушителя. Нас, слава Богу, сегодня никто не захватывает, но информационная борьба разворачивается с огромной силой. Борются за души и сердца наших детей, за их убеждения, нравственные ориентиры и ценности.

Я благодарю вас, что вы стоите на страже нашего образования, нашей культуры, сохраняя и передавая бесценный опыт многих поколений, которые сохранили российскую державу и её самобытность. Это дается нелегко. Ведь сегодня всё чаще и чаще мы встречаем выражение: «утечка мозгов». Обычно так говорят в городах, а на периферии мы слышим: «деревня вымирает». Что это за процесс? На самом деле ‒ это процесс разочарования в ожидаемом. Другими словами, идеалы, к которым стремился человек, не сбылись, надежда угасла. Огромную роль здесь играет экономическая составляющая. Если нет условий для жизни, человек уходит туда, где лучше. Но всегда ли экономика играла главную роль в человеческих сообществах? Здесь хочется обратиться к послевоенному периоду в жизни нашей страны. В этом году мы отмечаем 70-летия победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Тогда, в 1945 году, победители фашизма возвращались в свои дома. И вот вопрос: играла ли находящаяся в упадке после войны экономика такую важную роль, что это повлияло на жизнь села, его существование? Нет. Более того, солдаты возвращались в разрушенную, опустошенную врагом страну, при чем 1947, 1949 годы оказались «голодными» годами. Но лейтмотивом возвращения домой были слова песни: «А я в Россию, домой хочу, я так давно не видел маму». Оказывается, что прошедший через горнило испытания народ имел такие ценности, которые спокойно преодолевали трудности экономики, непростые социальные условия жизни. Движущей силой сохранения единства был не хлеб насущный, а высокие понятия духа, непреходящие ценности, которые имеют глубинные корни в культуре нашего народа. Сегодня, когда мы говорим о непростой судьбе села, о материальных трудностях, надо иметь в виду, что человек существо нравственное, состоит не только из плоти и крови, но имеет и духовную составляющую. И если эта составляющая отмирает, то надо предпринять усилия для восстановления духовно-телесного баланса в человеке. А это происходит путем воспитания, как в семье, так и в школе.

Поэтому мы большое место отводим духовной составляющей нашего народа. Да, в образовательной среде не всегда можно говорить о человеческих ценностях. Сложно себе представить рассуждения о добре и зле на уроках химии или информатики. Но есть предметы, которые прямым образом формируют мировоззрение человека. И здесь на помощь приходит та огромная культура, которая была сформирована тысячелетней историей христианства на Руси. Особенно это выразилось в литературе и философии. Нам хорошо тем, что до нас уже всё сформировали, все народные, философские и нравственные идеи прошли огненные испытания временем и сменяющимися общественно-политическими системами. Сегодня мы можем спокойно применять тот положительный опыт, который получил наш народ в борьбе за свою независимость и духовную истинную свободу. Надо отдать должное великому князю Владимиру Красное Солнышко, который некогда сделал Цивилизационный выбор, определивший жизнь нашего народа на тысячелетия бытия российской державы.

Там, где мы не можем в рамках своей профессиональной деятельности говорить о нашей самобытной культуре, о принятых раз и навсегда нравственных ценностях, это можно сделать благодаря своей активной гражданской позиции. Особенно важна здесь позиция педагога, который в глазах учеников долгое время является непререкаемым авторитетом.

Помните рассказ Ю. Яковлева «Учитель истории»? В 1971 году был выпущен слайд-фильм советской студией «Диафильм»? В нем рассказывалось как 21 октября 1941 года в Крагуеваце, городке в центральной Сербии, немецкие оккупанты расстреляли семь тысяч мирных жителей, в том числе и многочисленных учащихся. Среди них был и учитель истории, имевший возможность спасти свою жизнь, но пожелавший остаться с учениками? Какой сильный пример патриотизма оказал этот диафильм на тысячи советских детей? В наших глазах учитель, педагог был одним из высших авторитетов общества, замечу, нравственных авторитетов. В то советское время не говорили о вере, духовности, о том, что всё это входит в нравственный свод Библии. Тогда, правда, не говорили, что и расстрелянные дети-сербы вместе со своим учителем были людьми православными. И тот выбор, который они сделали, нравственный выбор, был выбором людей глубоко верующих, патриотов, любящих свою родину даже до смерти. Но открывающиеся в этом рассказе человеческие ценности для ребенка становились личными ценностями, убеждениями. Имея перед собой такие высокие примеры подвига ради веры, ради своего народа, наши деды и прадеды не боялись идти в бой и смотреть смерти в глаза. Когда И.В. Сталин в первые месяцы Великой Отечественной войны обратился к нашему народу защитить родную землю, он в пример поставил подвиг Дмитрия Донского и Александра Невского ‒ русских святых. Сегодня для кого-то история становится пустым звуком, её стараются переписать, очернить, принизить подвиг народа. Я считаю, что как раз школа, имея сильный воспитательный потенциал, должна не только быть хранительницей правды, но и передавать подрастающим поколениям глубинные основы нашей культуры, самобытности.

Поэтому я рад, что в наших школах изучаются основы нашей культуры, православной, в некоторых местах ‒ мусульманской, потому что наша страна многонациональная и многоконфессиональная. Имея в арсенале учебных дисциплин предметный модуль «Основы православной культуры» (ОПК), мы целенаправленно ведем работу по сохранению наших корней. Потому что из глубин нашей культуры мы черпаем жизненные соки, сохраняющие нацию. А нация должна противостоять разрушительным явлениям погружающегося в безумие мира. Колодец нашей культуры глубокий, в нем свежая прохладная вода. Вода не иссякнет, главное ‒ чтобы не засыпать этот колодец, не потерять к нему путь, тропинку, проторенную многими поколениями наших предков.

Еще раз приношу благодарность за ваш самоотверженный труд. Вы ‒ настоящие носители культуры народа. Сохраните её для наших детей. Вам будут благодарны потомки, как мы благодарны своим учителям и наставникам, воспитавшим нас достойными людьми, цветом общества. И если им за нас не стыдно, то и мы должны потрудиться, чтобы за наших воспитанников было отрадно и приятно.

Поздравляю вас с наступающим Днем знаний, желаю творческого горения, терпения, огромного энтузиазма, и, конечно же, Божией помощи, духовного совершенствования. Потому что, если человек не совершенствуется, он деградирует. И только тогда можно что-то передать, когда сам человек наполнен смыслом и добродетелями.

Благодарю вас за внимание!

Просмотры (148)